ИТ-инфраструктура предприятия: эффективное управление (ITSM), мониторинг и аудит
Один из главных каркасов, без которого можно забыть об успешном развитии компании, - ИТ-инфраструктура. Как эффективно и результативно решить комплексные задачи во внутренней структуре компании и построить взаимодействие с клиентами и партнерами зависит от эффективности использования ИТ-инфраструктуры.
В настоящее время бизнес подвергается значительным изменениям из-за повышенных потребностей в масштабности и оптимизации различных проектов. В связи с этим появляются все новые и новые ИТ-решения. Тем не менее, поддержка их работы требует от специалистов службы ИТ-услуг большого уровня знаний и способностей. Вместе с тем, использование процессного подхода позволяет не только улучшить работу сервисов, но и значительно сократить затраты.
ITSM является аббревиатурой, которая расшифровывается как Information Technology Service Management или "управление ИТ-услугами". Концепция управления ИТ-услугами представляет сервисный подход к работе ИТ-службы, когда специалисты по ИТ оказывают услуги другим компаниям соответствующим образом. Руководство по организации такого подхода можно найти в ITIL - библиотека IT-инфраструктуры.
Одним из ключевых элементов успешного управления IT-инфраструктурой предприятия является применение принципов ITSM, описанных в библиотеке ITIL. Этот набор документов был создан по инициативе правительства Великобритании в 1980-х годах и включает в себя процессы, такие как управление конфигурациями, уровнем сервиса, мощностью, доступностью, финансами, изменениями, релизами, непрерывностью, проблемами и инцидентами.
Для наиболее эффективного внедрения этих процессов и достижения высокого уровня ITSM внутри компании, необходимо организовать специальную службу – Service Desk. Библиотека ITIL также стала основой для разработки международного стандарта ISO 20000 для управления и обслуживания ИТ-сервисов.
Согласно стандарту ISO/IEC 20000, все процессы были собраны в пять ключевых групп: предоставление сервисов, управление взаимодействием, процессы разрешения, контроль и управление релизами. Однако, помимо ITIL и ISO/IEC 20000, существуют и другие авторские адаптации ITSM, такие как MOF и HP IT Service Management.
В России международный стандарт ISO/IEC 20000:2005 был переведен в разряд национального – ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-2010 «Информационная технология. Менеджмент услуг». Применение всех этих методов и процессов является необходимым для обеспечения качественной и устойчивой работы IT-инфраструктуры предприятия.
ITSM-система – это набор процессов и методов управления информационно-технологической инфраструктурой. Этот тип решений используется в организациях для улучшения эффективности ИТ-услуг и совершенствования бизнес-процессов. Но как правильно построить ITSM-систему? Рассмотрим этапы ее внедрения.
1. Аудит системы управления и планирования
ITSM-проект начинается с аудита, что позволяет выявить проблемы и определить текущее состояние ИТ-процессов, структуры предприятия и ИТ-инфраструктуры. На этом этапе проводится анализ производительности всех подсистем, выявление «узких мест» в бизнес-процессах, инвентаризация программного обеспечения и другие работы. Для каждого процесса определяется текущий и целевой уровень зрелости. На основе результатов аудита прорабатываются дальнейшие улучшения.
2. Определение целевой модели
Данный этап включает в себя разработку индивидуальной концепции развития управления ИТ и описание требований, которым каждый процесс должен соответствовать в будущем. Концепция развития должна учитывать процессы, технологии, персонал и стратегию бизнеса. Прогнозирование результатов работы помогает оптимизировать процессы управления и создать целостную систему управления ИТ.
3. Оперативное устранение инцидентов и решение запросов пользователей
На этом этапе организуется работа службы поддержки (Service Desk), которая помогает добиться четких регламентаций процесса поддержки, автоматическую обработку всех поступающих обращений и оценку удовлетворенности конечных пользователей.
4. Мониторинг ИТ-инфраструктуры
Контроль над изменениями в ИТ-инфраструктуре – важная задача, которая достигается путем проведения инвентаризации программно-аппаратных средств и обеспечения автоматической поддержки актуальной информации об инфраструктуре. Мониторинг позволяет оперативно выявлять сбои и регламентировать процесс внесения изменений в инфраструктуру. Еще один плюс – подготовка отчетов по работе процесса происходит автоматически.
5. Управление процессами планирования, развертывания и предоставления ИТ-услуг
Контроль и оптимизация процессов планирования, развертывания и предоставления ИТ-услуг создают надежный фундамент и способствуют развитию взаимовыгодных отношений с клиентами, а также поддерживают высокий уровень услуг.
Таким образом, внедрение ITSM-решения дает возможность улучшить управление ИТ-сервисами и повысить качество бизнес-процессов в организации.
Фото: freepik.com