«Я поднимаюсь на третий этаж — и уже задыхаюсь» Когда болезнь ушла, а последствия остались: ковидные истории
За два с половиной года пандемии мы все выучили наизусть: после ковида приходят слабость и одышка, увеличивается риск тромбоза.
За два с половиной года пандемии мы все выучили наизусть: после ковида приходят слабость и одышка, увеличивается риск тромбоза. Это самые частые последствия новой коронавирусной инфекции, которые стали заметны еще в первую волну — весной 2020 года.
Затем выяснилось, что у переболевших COVID-19 через несколько месяцев после выздоровления могут проявиться самые разные симптомы — от учащенного сердцебиения до боли в суставах. А если пациент до «короны» страдал хроническими заболеваниями, то они с большой долей вероятности могут обостриться — по принципу «где тонко, там и рвется».
И ведь это только начало. Мы еще не знаем, какие последствия проявятся у переболевших коронавирусной инфекцией через три-четыре года. Поэтому перенесенный ковид — это повод для внимательного отношения к своему здоровью.
Чтобы исключить возникновение последствий, каждый переболевший должен оценить состояние своего организма после болезни и регулярно контролировать жизненно важные показатели в зависимости от имеющихся заболеваний. Самый простой способ сделать это — углубленная диспансеризация, рекомендованная для пациентов, перенесших ковид.
Перенес ковид — пройди углубленную диспансеризацию
Для тех, кто переболел COVID-19, подготовлен целый комплекс специальных обследований. Углубленная диспансеризация доступна всем гражданам России, включая тех, у кого нет документального подтверждения перенесенной инфекции.
Диспансеризацию можно пройти бесплатно в поликлинике по месту прикрепления. Для этого необходимо записаться через кол-центр вашего лечебного учреждения, портал Госуслуги или сайт для записи в медицинские организации, который действует на территории конкретного региона.
«Лента.ру» попросила читателей рассказать, как проходило их восстановление после COVID-19. Респонденты разделились на два лагеря: читателей, которые прошли диспансеризацию, и тех, кто отложил ее на потом и боролся с последствиями самостоятельно, оказалось примерно поровну. Вот самые типичные истории.
Константин, 51 год
Я перенес ковид в первую волну. Тогда еще со всех сторон говорили, что это несерьезно и ажиотаж создается искусственно. Я оказался в числе бессимптомников: ни температуры, ни кашля у меня не было, так — легкое головокружение и ломота во всем теле по утрам. Плюс, конечно, потеря вкусовых ощущений. Тест на ковид мне сделали на работе, как раз началась удаленка, поэтому, несмотря на положительный результат, болел я без отрыва от производства.
Я легко отделался и какое-то время думал, что ковид — это полная ерунда. Но спустя пару месяцев проявились последствия. Я начал постоянно простужаться и быстро уставать. В какой-то момент обнаружил, что живу с постоянно повышенным давлением. Начал самостоятельно принимать таблетки — давление понизилось, но в целом лучше не стало
Я поднимаюсь на третий этаж — и уже задыхаюсь, даже если дома наклоняюсь за чем-нибудь, появляется одышка. У меня буквально нет сил ни на что, самые простейшие задачи занимают в три-четыре раза больше времени, чем в среднем для этого требуется. Я впервые в жизни столкнулся с отеками. Кроме того, появились неприятные «звоночки» по урологии. Очень жалею, что раньше не удосужился пройти нормальное обследование или диспансеризацию. Чем дальше, тем страшнее думать, что теперь у меня могут найти.
Елена, 43 года
Я перенесла ковид очень тяжело, лежала в реанимации, видела, как людей вывозили на каталках и они больше не возвращались, — это очень страшно. Восстанавливалась долго — с головокружениями, слабостью и головными болями.
Мне кажется, что после ковида я постарела лет на десять. Благодаря косметике внешне это, наверное, не очень заметно, но ощущается именно так. С момента болезни прошел почти год, и за это время мне так или иначе напомнили о себе все мои хронические болячки
У меня двое детей-подростков, которых я воспитываю одна. На горизонте — сдача ЕГЭ и поступление в вуз, а это репетиторы, платные курсы и много чего еще, — я просто не могу их подвести, не могу разболеться. Мне необходимо сохранить работоспособность и восстановить здоровье. И для детей, и для себя тоже. Ведь жизнь продолжается.
Поэтому я делаю все, что говорят врачи. Уже прошла постковидную диспансеризацию, причем получилось гораздо быстрее, чем я ожидала. Результаты моих анализов неидеальны, есть над чем работать, но и совсем уж серьезных проблем у меня не нашли, чему я по-настоящему рада. Теперь по рекомендации доктора я занимаюсь дыхательной гимнастикой и скандинавской ходьбой. Сначала было очень трудно — и с точки зрения самоорганизации, и просто физически. Но примерно за две недели организм приспособился, и я почувствовала прилив сил, сейчас мне действительно стало лучше.
Олег, 36 лет, и Александра, 33 года
Александра: Мы болели одновременно, на удаленке. С температурой, кашлем, но это было вполне терпимо — практически как обычное ОРВИ, ничего особенного. Каких-то серьезных осложнений после тоже не наблюдалось. У нас даже не было внятного повода обратиться к врачу. И времени на то, чтобы просто так проходить диспансеризацию, тоже не было. Хотя это, конечно, неправильно.
Олег: За полтора года, прошедшие после ковида, наша жизнь кардинально изменилась. Все изменения происходили постепенно и незаметно. У меня появилась одышка, долго ходить пешком стало тяжело. Как-то измерил давление в аптеке — оказалось, что у меня верхнее 144, многовато. В целом мы стали жить медленнее и скучнее. Перестали кататься на велосипедах и выбираться за грибами, в гости практически не ходим.
Александра: Мы даже в настолки вечерами больше не играем.
Через четыре месяца после ковида у меня случился инсульт. К счастью, я была в тот момент не одна, скорую успели вызвать, это спасло от тяжелых последствий
За время карантина я сильно набрала вес и все никак не могу его сбросить. Мама говорит, что мне надо провериться на диабет.
Олег: Мы оба стали быстро уставать. И в целом такое ощущение, что нас просто выключило из нашей нормальной жизни. Ничто не радует и ни к чему не тянет, кажется, что мы впали в спячку, а жизнь проходит мимо. Пока непонятно, как выходить из этого состояния. Вероятно, придется все же серьезно обследоваться у врачей.
Ксения, 32 года
Я прошла диспансеризацию через полгода после того, как переболела ковидом. За это время проявилось несколько неприятных симптомов: я стала быстрее утомляться, во время занятий фитнесом теперь практически сразу появляется одышка, а ноги становятся чугунными. Кроме того, на работе на меня временами находит дурная рассеянность, которую уже начали замечать коллеги и начальство. А я, между прочим, карьеру делаю. Неприятно.
Хочу сказать, что я все равно пошла бы на диспансеризацию, даже если никаких таких симптомов не обнаружилось бы. Это обследование нужно не только нам — то есть пациентам, но и самим медикам. Болезнь новая, еще не все последствия известны, врачи учатся лечить от ковида буквально у нас на глазах, и это очень интересно. Поэтому мне было важно не только узнать, что происходит с моим организмом, но и добавить материал в общую копилку для исследований.
Я не понимаю тех, кто страдает, но не обращается к врачам за помощью. Мы все-таки живем в XXI веке, не пользоваться возможностями современной медицины — это просто глупо
Мне, кстати, дали направление на дополнительное обследование — не буду говорить, к какому специалисту. Сейчас жду результаты анализов, надеюсь, ничего серьезного.
Татьяна Игоревна, 67 лет
Я перенесла ковид относительно легко. Лежала в больнице, но обошлась без реанимации. Восстановление тоже, как мне казалось, шло хорошо. Чувствовала себя, конечно, не как в 20 лет, но и не хуже, чем раньше, — по возрасту. Связываю это с тем, что уже много лет ежедневно по нескольку часов хожу пешком и делаю зарядку.
Конечно, меня предупреждали о риске тромбоза, и по указаниям врачей я пила разжижающие кровь препараты. Думала, что этого, в сумме с прогулками, будет достаточно. Диспансеризацию я не проходила и вообще не была у врача после выписки. Знаете, как это бывает: то одно, то другое, некогда болеть. Сейчас очень жалею об этом.
Через четыре месяца после ковида у меня случился инсульт. К счастью, я была в тот момент не одна, скорую успели вызвать, это спасло от тяжелых последствий
Сейчас прошло уже два месяца, но я до сих пор не восстановилась полностью. Бывает сложно закончить свою мысль — забываю, о чем говорила в начале.
Больше я не могу играть с моими маленькими внуками в подвижные игры и уделять им столько же времени, сколько до болезни. Это тяжелее всего. Я как бы выпадаю из жизни своей семьи. Поэтому хочу максимально обследоваться: чтобы понять, что делать дальше, пройду углубленную диспансеризацию.
Сергей, 34 года
Я всю жизнь занимался спортом. Перепробовал разные виды, есть мастерский разряд по легкой атлетике. Последние 12 лет участвую в соревнованиях по триатлону. Переболев ковидом, обнаружил, что больше не справляюсь с обычными спортивными нагрузками. На время от тренировок пришлось даже совсем отказаться, потом я начал набирать спортивную форму заново. Причем, как мне кажется, даже не с нуля, а с какого-то минусового уровня.
Не могу сказать, что ковид дался мне легко: болел дома с очень высокой температурой и жуткой головной болью. Диспансеризацию не проходил, почему-то казалось, что обойдусь сам. Но не случилось. У меня просто не хватает сил
Раньше мог утром отпахать на тренировке, а потом весь день проводить совещания и общаться с людьми. Сейчас для меня это too much.
Думаю, что придется не только пройти обследование, но и обратиться к специалисту по реабилитации, чтобы быстрее прийти в прежнюю спортивную форму. Нужно было сделать это раньше.
Вместо послесловия
Во всех этих историях можно увидеть важную закономерность: каждый, кто вовремя не прошел диспансеризацию, мог избежать этой ошибки, если бы его родные и друзья вовремя настояли на визите к врачу.
Люди, которые живут для других, много работают, ставят перед собой большие цели и принимают сложные решения на работе, часто оказываются беззащитными в быту, особенно когда нужно совершить какие-то непривычные действия. Помощь и деятельная поддержка окружающих в такой ситуации просто незаменимы.
Каждый должен знать: углубленная диспансеризация — это способ позаботиться о близких людях, которые перенесли ковид. Нужно только напомнить, записать на прием и, может быть, составить компанию при визите в поликлинику
Ведь ничего сложного в диспансеризации нет, она проводится в вашей привычной поликлинике.
Диспансеризация включает в себя два этапа. Сначала нужно пройти ряд исследований, включая измерение сатурации (насыщения крови кислородом), рентген, общий и биохимический анализ крови. При наличии показаний определяется концентрация D-димера в крови (говорит о риске тромбоза), УЗИ сердца, УЗИ нижних конечностей и КТ органов грудной клетки.
На основе результатов диспансеризации врач-терапевт может назначить лечение и дополнительные обследования, отправить пациента на реабилитацию или в стационар. Кроме того, он обязательно даст рекомендации о питании и физической нагрузке, и пренебрегать ими нельзя. Ведь углубленная диспансеризация — не самоцель, а лишь поиск неисправностей в организме. Поэтому важно соблюдать все лечебные рекомендации и заботиться о своем здоровье, приобретая правильные привычки.
Узнать больше о том, как проводится углубленная диспансеризация, и научиться вести здоровый образ жизни можно на сайте takzdorovo.ru.
Константин Ляпунов
Источник: lenta.ru
Последние новости
Роспотребнадзор провел свыше 4,5 тыс. проб и анализов на Черноморском побережье
Специалисты начнут проверять рыбу и морепродукты на наличие опасных веществ.
Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе с мазутом
Фото: Михаил Ступин Перечень правил, которые необходимо соблюдать при уборке нефтепродуктов, размещен на сайте «Спасай море».
Выплаты контрактникам из Новороссийска увеличили до 500 тысяч рублей
С 2025 года сумма единовременной выплаты для граждан, заключивших контракт через пункт отбора в Новороссийске, увеличена до 500 тысяч рублей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований