ТВОРЧЕСТВО ЗЕМЛЯКОВ/ОКНО В ВЕЧНОСТЬ: ИКОНЫ И КАРТИНЫ

Интересна история возникновения и развития холуйской лаковой миниатюры, являющейся разновидностью традиционной русской.

Интересна история возникновения и развития холуйской лаковой миниатюры, являющейся разновидностью традиционной русской. Холуй в Ивановской области – всемирно известный центр, славившийся в прошлом мастерами-иконописцами на всю Россию. Наш гость – Алексей Васильевич Галушкин, профессиональный художник и представитель  этого уникального вида искусства.

Великая тайна мира 

Приехал он в Староминскую из Ивановской области. Сначала судьба направила сюда семью дочери следом за мужем – лётчиком, служили в Ейске, а потом решили приобрести жильё в нашей станице: место живописное, люди добросердечные… Только к родителям ездить далеко. Долго уговаривать не пришлось, они понимали, что с возрастом надо быть ближе к детям.  

Так, среди староминчан появилась семья Галушкиных. Настоящим подарком для всех жителей стало знакомство с работами Алексея Васильевича, ведь он не просто художник, а мастер иконописи и лаковой миниатюры, участник межрегиональных конкурсов живописных работ. Сохраняя древние традиции русской иконописи, он создал более тридцати работ, представленных для выставки под названием «Святой образ» в детской художественной школе. Над своими произведениями автор трудился в течение трех лет – с 2016  по 2019 гг. Удивительным образом Алексей Васильевич сумел в списках  с икон, написанных в ХII – ХIХ вв., приблизить образы Священного Писания к нашим дням.

В творчестве А.В. Галушкина  всегда находили отражение сильные человеческие эмоции, всё, что было дорого, что его волновало. Некоторыми размышлениями и секретами он поделился с нашими читателями.

– Алексей Васильевич,

откуда такое название –

холуйская лаковая 

миниатюра?

– Это связано с названием посёлка и протекающей здесь речкой Теза. Принято считать, что название Холуй с ударением именно на первом слоге, происходит от старинного названия плетённой из ивняка для ловли рыбы запруды или сетки, с помощью которой наискосок перегораживали реку. 

Холуй – один из центров развития русской лаковой миниатюры, которая ведет свою историю с 1934 года и считается самым молодым промыслом среди аналогичных центров Палеха, Мстеры и Федоскина. Для каждого из этих мест характерен свой стиль. 

«Рецепт» приготовления красок для создания лаковой миниатюры тоже старинный: минеральный порошок  растирается с яичным желтком, водой и уксусом, могут быть и другие вариации, но основа та же. Работы Холуйской слободы были очень популярны и ценились как в России, так и за рубежом.

– Чем отличается 

искусство от ремесла?

– Человек, создающий искусство, думает о выражении собственного «я», о передаче своего мнения другим людям. А ремесло – это знания и умения, доведенные до мастерства.

Главное отличие ремесла от искусства заключается в том, что оно не оказывает эмоционального влияния на душу человека, а главная цель ремесленника – получение за свою работу вознаграждения, денег.

В настоящее время холуйская миниатюра – это вид русской народной живописи, выполняемый темперными красками на шкатулках, коробочках, ларцах и других предметах  из папье-маше. А также декоративные лаковые панно и иконы. 

– Искусство помогает 

смотреть на мир с разных

тоҹек зрения. Что же 

значит это волшебное 

слово? 

– А это и есть великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. В нём переплетаются загадки, красота и тысячелетние знания, что во все времена помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. Искусство притягивает, а иногда отталкивает, ставит проблемы и задает вопросы… Вообще, каждый человек понимает его по-своему. 

Искусство, как большая религия, сочетающая в себе разные веры, состоит из различных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино, вызывающих у разных людей разные эмоции и мысли.  Это образное отражение реальности, приобщение человека к прекрасному, порой необъяснимому и противоречивому. 

Традиции росписи

– Принято считать, 

что художник оставляет

смысл в своей картине, как 

писатель в произведении.

 – Это действительно так. В искусстве можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты. Это наша история и одна из важных ступеней эволюции, которая начинается ещё с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. На протяжении многих столетий они совершенствовали искусство, оставляя в нём свой след. Любая картина оживает, когда в ней есть смысл. Французский поэт и философ Жан-Мари Гюйо говорил: «Самая возвышенная цель искусства – заставлять биться человеческое сердце».

Лично я стараюсь, чтоб мои работы соответствовали  этим словам. Чувство удовлетворения охватывает, когда, завершив работу, понимаешь, что получилось то, что хотел передать. Труд художника всепоглощающий, отнимающий много сил и энергии, но результат того стоит!

Без авторского "я"

– Где граница между 

искусством и ремеслом,

иконой и картиной?

– Искусство – это дитя вдохновения, дар свыше, а ремесло – результат труда на коммерческой основе. Важно и то, и другое, просто не стоит подменивать эти понятия. Разницу между искусством и ремеслом подсказывает и литература. К примеру, повесть Гоголя «Портрет» о том, как погубила страсть к деньгам талантливого художника Чарткова, превратив его в ремесленника. Эта проблема также затронута Пушкиным в произведении «Моцарт и Сальери», Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита»… Главная мысль  заключается в том, что без творческого развития и повседневной работы над собой художнику ничего не добиться. И я с этим полностью согласен. 

А ещё хочу высказать своё мнение по поводу проблемы искусства и денег: считаю, что эти две вещи несовместимые. Может, я слишком категоричен, но это мое мнение. Если Бог дал тебе какой-то талант, то его надо беречь и развивать, а не гнаться за богатством. Пока живет человек, будет жить и настоящее искусство, оно вечно.  

А вот отличие между иконой и картиной… Я считаю, что любой жанр, от натюрморта до религиозной живописи, являет собой художественный образ, созданный при помощи фантазии и личного мироощущения художника, подписывающего свою картину. Она отражает его индивидуальность, создание нового стиля или направления в живописи. 

Прежде чем написать икону, нужно познакомиться с огромным количеством богословской литературы, проштудировать информацию о том святом, лик которого ты изображаешь. Через образ святого вникаешь в историю, приходишь к истинному пониманию веры. Икона намеренно не подписывается иконописцем. Авторство принадлежит всей церкви. Занятие иконописью – это не способ самовыражения художника, а послушание. Икона – средство для общения с Богом и Его святыми. В отличие от картины, она прямо служит спасению человеческой души.

Мир духовный

– А может ли 

невоцерквлённый человек

заниматься иконописью?

– У каждого своя дорога к Богу, как жизнь приводит человека в храм, я судить не берусь. Но считаю, что если художник, занявшись иконописью, так и не смог обрести веру, то из-под его кисти будут выходить бездуховные картинки сомнительного качества. Искусство великих художников – это всегда портрет эпохи через личный автопортрет и дух времени. 

Главная задача иконы – открыть действительность мира духовного, помочь обрести ощущение реального присутствия святого, Божьей Матери или Господа, способствовать открытию сердца и рождению покаянной молитвы, через что освящаются ум, сердце и вся жизнь человека.

– Что должен сделать 

иконописец для того, 

чтобы икона вызвала 

внутренний отклик 

в душе человека?

– Многое зависит от того, с каким багажом он приходит в храм. Икона – это образ, который должен помочь ему в молитве.

Человек молится не доске, а образу

– А что Вас привлекает 

в написании икон?

 – Каждый раз открываешь для себя что-то новое. Раскрыть историю святого, которого пишешь, посмотреть его изображения, выбрать наиболее понравившееся и сделать, например, с него копию. Это необыкновенное чувство открытия. Это ощущение возникает каждый раз, когда смотришь на старые памятники или на современные иконы. Интересно узнавание чего-то старого в новых работах.

– Как надо готовиться 

к работе – молиться, 

поститься?

– Безусловно. Но первым делом, нужно много знать, много читать о святом, которого пишешь. Перед началом работы надо определиться с деталями и тонкостями того или иного извода. Я, например, три года шёл к иконописи.

– Как удается иконописцу, соблюдая правила 

строгого канона, проявлять свое творческое начало?

– Рассматривая древние образцы, понимаешь, что для иконописца в то время канон был как будто чужой язык. К примеру, когда изучаешь иностранный, сначала ведь знакомишься со словами, потом говоришь заученными фразами, а после начинаешь и думать на этом языке. И получается, что уже можешь органично выражать свои мысли.

Так и здесь. Когда приходит глубокое понимание языка иконописи, ты  начинаешь на нем свободно говорить, многое можешь себе позволить в рамках канона.

– Икона воспринимается 

как что-то строгое, 

аскетичное. А, например,

живые детали 

не противоречат канону?

– Интересно, что на Руси иконы всегда так воспринимались – это было нечто незнакомое для народа. С принятием христианства люди стали с трепетом относиться и к воспринятой культуре. 

– Как Вы считаете, 

где должны находиться 

лучшие образцы икон –

в храме или в музее?

– Иконы надо всячески сохранять. Если в храме за иконой смогут так же следить, как в музее, то, конечно, ее следует вернуть. Но с богословской точки зрения, будем мы молиться перед "Троицей" Андрея Рублева или перед её копией – разницы нет.  Человек  молится не доске, а святому образу. 

Наталья Медведева

Последние новости

Пробы воды и воздуха в Анапе соответствуют нормам

Роспотребнадзор Кубани провел лабораторные исследования воды и воздуха в Анапе Вода и воздух в Анапе соответствуют санитарным нормам.

В Роспотребнадзоре опровергли мнение об искусственном происхождении COVID-19

Анна Повова: для этого нет достаточных научных оснований Коронавирус, ставший одной из главных болезней 21 века, по-прежнему активно обсуждается в среде политиков, ученых и представителей иных сообществ.

В Усть-Лабинском районе вынесен обвинительный приговор восьмерым участникам беспорядков в аэропорту Махачкалы

Усть-Лабинский районный суд вынес приговор по уголовному делу в отношении восьми жителей Республики Дагестан.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Биробиджане, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *