09.02.2022

Старики должны воспитывать казачью молодежь и сохранять традиции

Василий Полухин: «Старики должны воспитывать казачью молодежь и сохранять традиции»         Развитие и повседневная жизнь казачьих обществ невозможны без сохранения казачьих традиций, обычаев, культуры, нравов и устоев.

Василий Полухин: «Старики должны воспитывать казачью
молодежь и сохранять традиции»

        Развитие и повседневная жизнь казачьих обществ невозможны без сохранения казачьих традиций, обычаев, культуры, нравов и устоев. Естественным их хранителем выступает старшее поколение, наиболее авторитетные представители которого формируют социальный институт казачества – совет стариков. «Кубанский казачий вестник» встретился с председателем совета стариков Кубанского казачьего войска Василием Полухиным. 

            – Василий Алексеевич, скажите, пожалуйста, какую роль сегодня старики играют в казачестве?

            – Старики – это уважаемые казаки, ветераны казачьего движения, которые есть в любом районе. Если вы хотите узнать о казачестве на местах, отправляйтесь сразу к старикам: они всегда в курсе того, как обстоят дела в хуторе, станице или районе. Именно эти люди по вере и традициям нашим находятся на особом положении.

            – Вы уже год возглавляете войсковой совет стариков. Расскажите о вашем казачьем роде.

            – Моему казачьему роду более 320 лет. В нашей семье сохранились родовые книги, от предков достались казачьи атрибуты: шашка, кинжалы, казачьи пояса. По линии отца мои предки идут с Хопра, по линии матери – с Луганщины. На Кубань приехал мой прадед. В Гражданскую в нашей семье брат рубил брата. Часть родственников вынуждены были эмигрировать в Болгарию, а другие предки, кто поддержал красных, остались здесь. Отец и его братья участвовали в Великой Отечественной войне. Двое погибли, трое вернулись. Сам я родился в станице Михайловской Курганинского района. В нашей семье всегда чтились казачьи традиции и обычаи. Конечно, в советские времена происхождение приходилось скрывать, но я всегда осознавал, что я казак. 

            –  Вы часто выезжаете в районы. Поделитесь вашими наблюдениями.

            – За год мне пришлось поездить по отделам и провести советы стариков, в том числе и в районах. Действительно, есть некоторые районы, где атаманы именно такие – пришли работать казаком: садятся в административное кресло и думают о чем-то своем, но не о казачестве. В этих районах старики жалуются, что батька сидит в кресле и даже на мероприятия не выезжает, не живет с казаками одной жизнью: ни в горести, ни в радости его не видно. Только и делает, что пишет приказы да отписки, то есть становится  клерком. 

            – А каким, с вашей точки зрения, должен быть атаман?

            – Настоящего атамана казаки почитают за отца, он старший среди равных. И если авторитет у него есть, то, когда «отец сына бьет – сердцем слезы льет», у казака обиды на батьку никакой нет. Я знаю, о чем говорю, потому что 24 года был атаманом первичного общества «Офицерская казачья сотня» и 12 лет возглавлял Центральное районное казачье общество, исполнял обязанности атамана Екатеринодарского отдела. И я за время своего пребывания в этой должности ни одного мероприятия, какое бы оно ни было –  праздничное или трагичное,  не пропустил. Я был с казаками на Тузле, в Крымске, Апшеронске… Полевым командиром в Крыму, на Чонгаре. И, скажу вам, авторитет среди казаков появляется в те моменты, когда ты наравне с ними сидишь в окопах, ешь из одного котелка... А если начинаешь смотреть в другую сторону, люди сразу это чувствуют. Поэтому атаману важно подобрать себе идеологически верную команду. Только тогда в казачьем обществе будет движение вперед и развитие.

            – «Идеологически верная команда» – что вы имеете в виду, говоря именно об идеологии?   

            – Да, я считаю, что фундаментом для развития казачества должны быть идеология и православная вера.  Идеология – это наши традиции и культура, которые начинаются с семьи. Например, своих родителей я всегда называл на «вы». Если в комнату входил старший, я вставал. Никогда не ругался матом. Естественно, что в нашей казачьей семье все были верующими. Поэтому еще мой дед мне наказывал: «Не вступай ни в какую партию. А иначе я в могиле буду переворачиваться. Партии приходят и уходят, а казачество вечно. Вот твоя партия». В этих же традициях воспитываю свою семью. Мой сын не пьет и не курит. И для меня неприемлемо, чтобы мои дети и внуки не служили в армии. 

            – Если говорить о вере в Бога, что скажете о воцерковленности современных казаков?

            – Основой мироустройства казака действительно должна быть православная вера. Как известно, у нас есть 12 двунадесятых праздников и Пасха, так вот, я считаю – это не казаки, которые даже в такие великие праздники стоят за забором церкви и курят. Хочется подойти и сказать такому: «Ты должен в храме стоять с семьей, детьми! Участвовать в таинствах!» А если ты пришел подежурить, говоря, что «заставили, по приказу», я отвечу: по приказу в храм не ходят. Я всегда истинных казаков определяю по одному критерию – может человек прочесть наизусть Символ веры или нет. Это же не молитва – это догма, которую казак обязан знать.

          – Так как же идеологически верно воспитать казачью молодежь?

          – А не надо никого воспитывать. Только собственный пример. То казачье общество сильно, что чтит стариков, уважает традиции. Тех казаков, что сами богаты традициями, не сломить. А сегодня мы забываем о тех, кто стоял у истоков возрождения казачества, у нас уже есть брошенные ветераны. А ведь мы должны жить, как встарь, – общинно, заботясь о старшем поколении. Когда молодежь будет с детства заслушиваться рассказами дедов, слышать казачьи песни, знать могилы предков и сызмальства за ними ухаживать, бывать на казачьих кругах с десяти лет, тогда и в поселениях атаманов и глав будут избирать по их нравственным качествам, тогда и казаки жить правильной жизнью начнут.

          – Скажите, чем сейчас занимается войсковой совет стариков?

          – Сейчас, конечно, во время пандемии, очень тяжело. Я не могу, например, из соображений безопасности для здоровья собрать стариков со всего войска – всем им уже давно за 60. Поэтому я принял решение: сам как председатель буду объезжать общества. Я уже побывал во всех советах стариков, кроме Баталпашинского отдела – туда только планирую выезд. Конечно, мы стараемся всегда подхватить ситуацию там, где, как говорится, начинает рушиться фундамент: даем наставления, делаем внушения, если необходимо, то выносим животрепещущие вопросы на совет атаманов. 

          Но и не только словом помогаем. На Даховских поминовениях я случайно услышал, как атаман Майкопского районного общества рассказывал батюшке, что у него нет помещения, оргтехники, даже стула и стола нет, чтобы вести работу! И я как председатель войскового совета стариков нашел спонсоров. Мы приехали на совет атаманов в Майкопский отдел и вручили районному атаману новую оргтехнику от лица совета. А как иначе? Мой дед говорил: в гробу карманов нет. Потому как туда мы можем забрать только память о себе. Вот такую, которую мы здесь по себе оставим.

          – Расскажите, какие вы видите тенденции в развитии современного казачества?

          – Как я уже говорил, после идеологии вторая наша основа – православная вера. По словам стариков, сейчас пошла такая тенденция, что кто-то специально работает против именно этой духовной базы. Это перерастает в непочитание старших. А ведь мирская часть обязанностей не должна переваливать вот эту, фундаментальную часть. Из хорошего что говорят старики? Рады, что у нас новый атаман – молодой и перспективный, и команда подбирается хорошая. Вообще, я так скажу, если казаки хотят выбрать атамана, который уже проработал два срока, но у него есть авторитет, силы и возможности вести за собой, то пусть работает.

          – В ситуации, когда старшее поколение атаманов уходит, а молодых достойных попробуй найди, как быть, что делать?

          – И об этой болевой точке хочу сказать. Да, мы не готовим атаманский резерв в том объеме, который необходим. Любой атаман на каждом уровне должен готовить двух-трех казаков, которые смогут его заменить. Может, это забывчивость или тщеславие, а может, и внутреннее беспокойство. Но я считаю, что, если есть тот, кто лучше тебя, ты должен подать ему руку и подставить плечо. В противном случае старики потом все равно скажут: «Ну ты же видишь, уступи!»

          – Поделитесь планами на следующий год.

          – В планах – участие в основных мероприятиях войска. Кроме того, мы решили реализовывать давнюю задумку. Сейчас в районах ведется работа по увековечиванию памяти георгиевских кавалеров. Старики предложили найденные в исторических архивах имена наносить на памятные доски и располагать их в станичных храмах, там, где проживали когда-то герои. Мы уже договорились с Русской православной церковью об этом. Важно, чтобы потомки, приходя в храм, могли гордиться своими предками. Подобные плиты установили в Брюховецкой, Пашковской и Отрадной. Более того, мы хотим, чтобы эта память в граните была не только в храмах, но и в школах. Сюда же хотелось бы присовокупить героические и добрые дела современного кубанского казачества. Молодежь будет смотреть на стенд с фотографиями и говорить, к примеру, мой современник, земляк – участник парада Победы на Красной площади, я хочу быть таким, как он. Это ведь тоже идеология! Вот эту работу я считаю основным направлением деятельности ветеранов. Мы, старики, должны сохранять традиции!

        – Какой совет нашей молодежи вы дали бы?

        –  Основа основ – любовь к Господу и Родине. Если эта любовь будет в сердце и душе, все у нас будет хорошо. Мы, казаки, служим Богу и людям. Нас, конечно, можно уничтожить физически, но переделать невозможно. Такими были наши предки, такими стараемся быть мы и надеемся, что такими будут потомки. Всякий, кто помнит, что он казак – уже сделал свой выбор. И нет силы, которая может сломить казачий дух. Мы были, мы есть, мы будем – в горе и радости со всеми народами. С нами Бог, за нами – Россия! 

Лилия Акимова
Фото автора

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *