Если есть порох – дай огня

Он носит с собой бирочку новорожденной дочки, бьет врага и читает «за лентой» районку У бойца с позывным «Мальборо» - четвертый контракт.

Он носит с собой бирочку новорожденной дочки, бьет врага и читает «за лентой» районку

У бойца с позывным «Мальборо» - четвертый контракт. Его «Град» - не лед, «Гиацинт» - не весенний цветок: пораженные цели Алексей видит на записи беспилотников. Его главная задача - точно вывести координаты.

В начале спецоперации фамилию моего собеседника вычеркнули из списков к отправке «за ленту». Он, старший разведчик дальномерщик «Града», не стал прятаться за спины сослуживцев, воюющих на Авдеевском направлении, - подал рапорт. В июле 2022 года начался отчет трехмесячного контракта. Правда, в другом регионе.

Атака «Хаймарса»

...Херсонщина. Подразделение Алексея расположилось на мехдворе небольшого фермерского хозяйства. Рядом с комбайнами – армейская боевая машина, броневик, склад снарядов.

Вот как о тех событиях вспоминает мой собеседник:

- Разгрузились. Переночевали. Утром выехали на дежурство. Думали поужинать, поступила задача: зарядить «Град» «коротышами» для артподдержки штурмовиков. Зарядили. Вышли из ангара - прилет. По нам отработал «Хаймарс»: две ракеты легли одна за другой. Их осколки, наши рвущиеся снаряды – это был ад.

В тот день ВСУ выпустили больше сотни снарядов по населенным пунктам Херсонщины. В Новой Каховке под удар попали склад с гуманитарной помощью, рынок, хранилище с сельскохозяйственными удобрениями. Взрыв после попадания в склад с селитрой сравнял с землей близлежащие дома. Ранения получили больше сотни каховцев. Тела пятерых жителей города извлекли из-под завалов только под утро.

В отряде моего собеседника тоже не обошлось без потерь: из строя выбыл наводчик боевой машины - осколок пробил артерию.

- Я видел спины бегущих в укрытия парней, видел истекающего кровью товарища. Прифронтовая зона. Броню, шлемы, аптечки – все скинули. Под рукой даже жгута не было. С раненым бойцом был знаком второй день, но понимал: бросить не могу, - вспоминает Алексей. - Попробовал поднять – не получилось. Пережал пульсирующую артерию, стал звать на помощь.

Помощь пришла: раненого погрузили в такой же «затрехсоченный» «Тигр», там же нашли жгут, кровь остановили.

- У броневика тлели колеса, но командир принял решение везти бойца в больницу Новой Каховки. Оттуда вертушкой парня транспортировали в Симферополь. Долечивали в Бурденко, - вспоминает Алексей.

Это была одна из первых атак американских «Хаймарсов» в Херсонской области. В тот день местные жители прятались в подвалах домов, подразделение моего собеседника заночевало в лесополосе. Дремали прямо на земле. Алексею та ночь показалась самой холодной за все лето 22 года.

- Среди нас были контуженные. Кто-то из ребят принял решение эвакуироваться в госпиталь. Я остался. Два-три дня слышал в ушах писк, похожий на звук удаляющегося снаряда, - рассказывает он.

То, что целью «Хаймарса» оказалась и точка дислокации его подразделения, Алексей объясняет работой диверсионно-разведывательной группы.

- Диверсанты знают русский язык, передвигаются на машинах российского автопрома, отличить от своих не так просто, - объясняет он и тут же вспоминает историю на Донецком и Бахмутском направлениях: - По поддельным документам диверсанты, переодетые в церковные облачения, проезжали блокпосты, выезжали к местам дислокации наших подразделений и «срисовывали» позиции. Вычислили их по совпадениям: во всех случаях после отъезда «священнослужителей» начинались артобстрелы.

...В складах под Новой Каховкой вместе со снарядами сгорели вещи артиллеристов. Июль. Без кепки, голову печет. В костюмерке сельского клуба Алексей присмотрел ковбойскую шляпу.

Когда прибыло пополнение и нашему земляку пришлось проводить обучение, сорокалетний доброволец с позывным «Кот» в ответ на строгость молодого наставника выдал: «Ты, товарищ командир, прям как Мальборо, такой же безбашенный».

По словам моего собеседника, у «Кота» не оказалось девяти жизней, спустя полтора месяца он погиб. Придуманный им позывной до сих пор жив.

Там осколки блестят в лесополке

Позывной был и у «Града» подразделения Алексея. Его расчет называл свою РСЗошку оптимистично-ласково - «Вероника». Победу боевая машина приближала как могла: работала по противнику осколочно-фугасными, зажигательными, дымовыми снарядами.

Бойцы берегли «Веронику»: выехали на позицию, получили координаты, рассчитали, открыли огонь, при необходимости скорректировались, отстрелялись, уехали. Ответка, как в быстрых шахматах, мгновенна. Главное – верный ход.

Отступить без потерь удается не всегда. «Вероника» дважды «ранена». После второго - «комиссовали». Несмотря на это, Алексей как сейчас помнит звездочки на ее боевой установке и выведенное белым по зеленому «тату»: «Если есть порох - дай огня».

- Звездочки на пусковой установке – малая часть выполненных задач. Поначалу рисовали их после каждого успешно выполненного задания, - делится мой собеседник. - Потом перестали, решили - странно будет выглядеть боевая машина в звездочку.

В памяти Алексея живо воспоминание о том, как на «Граде» расчет уезжал от танка. О событиях того дня он рассказывает:

- Беспилотники на Херсонщине – первые вестники беды. Мы стояли в лесополосе, когда над головами сначала «птички» покружили, потом засвистели осколки мелкокалиберных бомб. «Цезарь» (155-мм французская самоходная артиллерийская установка - прим. авт.) поджег лес. Пришлось спешно менять точку дислокации. Выехали. Поднялись на перекресток дорог – танк стоит. Мы заряжены. По сути - патовая ситуация. Водитель рванул, педаль - в пол. Если бы танкист-ВСУшник не промахнулся, я бы не рассказал вам этой истории. После нее в Бога поверил.

«Птичек» поднимают в небо и наши операторы БПЛ. 23 февраля 2023 года одна из них принесла на хвосте координаты штаба противника.

- Зима. Наш «Гиацинт» замерз. Отогрели пушку порохом. Под раскатистые тройки команды «триста - тридцать - три» расчет дал праздничный салют, - вспоминает Алексей. - Другая «птичка» принесла видеоотчет: цель поражена.

К слову говоря, «333» - команда неуставная, в «Руководстве по боевой работе огневых подразделений артиллерии» не прописана, там предписано командовать: «Батарея, залпом - огонь!» Команда «333» с тремя «рыкающими» буквами «р» более удобна - подкорка считывает ее как раскатистую команду: «Р-р-авняйсь! Смирно!». Третья тройка звучит, как выстрел, и означает «Огонь!»

Усатый боец и бирочка Василисы

Из херсонской командировки Алексей вернулся не один: на Кубань вместе с ним приехал усатый боец.

- Я увидел котенка во время прилета, - вспоминает мой собеседник. - Маленький, грязный, несмышленый. Снаряды рвутся - вышагивает посреди дороги. Подобрал.

По словам Алексея, котенок оказался кошечкой, прижился. Его поставили на довольствие, поручили создавать домашний уют, гонять мышей.

Малыш справлялся как мог: мурчал на коленях артиллеристов, играл с полевками. А когда по позиции работал «Цезарь», сменил лежанку на ямку замаскированного кострища.

- Мы с ребятами были поражены: там, где еще недавно любил лежать котенок, – воронка. Сам он переждал обстрел в «ресничке» (окопе, сленговое слово – прим. авт.) и только усы опалил, - говорит Алексей.

Даже «за лентой», в минуты затишья, мой собеседник планирует гражданскую жизнь. За полгода до спецоперации он стал студентом юридического факультета. Несмотря на участие в боевых действиях, учебу не бросил: в промежутках между контрактами сдает сессии. А еще успел по интернету познакомиться с будущей женой.

- Прошлым летом я стал папой, - делится Алексей. - Как сейчас помню тот день: у меня заканчивался отпуск, в полночь еду в полк, жена - в роддом... Построение. Команда - «Разойдись!» В трубке голос: «Девочка, 3550». Командир отпустил повидаться с новорожденной дочкой.

Алексей уже дважды услышал от Василисы «папа», правда, пока в видеозаписи. Как растет дочка, молодой отец практически не видит. В его набедренном планшете, помимо документов, как оберег и напоминание о доме - бирочка новорожденной дочки.

«За Чебурашку!»

Сейчас Алексей приближает победу на другом направлении. Молодой человек признается: «Скучаю по «Граду». Но и 122-мм гаубица Д 30, к которой сейчас прикреплен, справляется с поставленными задачами.

Визуально гаубица похожа на бойца, распластавшегося на земле в изготовке к стрельбе лежа.

- Получили координаты, навелись, отстрелялись, сменили позицию, замаскировались, - повторяет Алексей формулу артиллериста. - Каждая операция требует слаженности и оперативности. Когда в расчете есть понимание – все получается. Прошлым летом отстрелялись – минус полсотни пехотинцев противника. Это результат.

Как крылья ангелов-хранителей укрывают солдат, так и орудие наших ребят защищает маскировочная сетка. Маскировку для Д 30 «Мальборо» сплели и отправили на передовую волонтеры группы «Все для нашей Победы». Они же передали земляку боевой спецвыпуск районной газеты.

…На стволе гаубицы – Чебурашка, один из символов спецоперации. За него наши бойцы готовы разметать каждого, кто попирает российские ценности. Когда в сети появился плакат-протест с перечеркнутым мультяшным ушастиком, артиллеристы даже снаряды подписывали лаконичным, но емким - «За Чебурашку!».

Подписаться на Курганинские известия: https://t.me/kurganinskie

Наталья Шамова

Последние новости

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Нижневартовске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *