Удастся ли в преддверии новой войны остановить хаос?
Накануне Х Пекинского Сяншаньского форума, в котором участвовал и министр обороны РФ Сергей Шойгу, в Китае было неспокойно.
Накануне Х Пекинского Сяншаньского форума, в котором участвовал и министр обороны РФ Сергей Шойгу, в Китае было неспокойно. Власти Поднебесной старались в минувшую пятницу не допустить массового участия студенчества в акциях памяти экс-премьера Госсовета КНР (был им до марта 2023 г.) Ли Кэцяна, который скоропостижно скончался 27 октября и был очень любим в народе, а также держали оборону от зарубежных СМИ, пытавшихся получить комментарий к информации о том, что в отношении снятого также на прошлой неделе главы китайского военного министерства Ли Шанфу ведется расследование по делу о коррупции.
И все это на фоне очень серьезного, по мнению экспертов, падения экономики северо-востока и северо-запада Китая, в том числе и из-за американских санкций. Поэтому неудивительно, что на Сяншаньском форуме по безопасности антиамериканская риторика была определяющей. Также в эти дни чрезмерно усилилась антикитайская истерия в конгрессе США, также аналитики уверены, что именно американской стороной были предприняты попытки устроить провокацию с заходом иностранных военных судов в территориальные воды Китая и т.п. Да и за антиизраильскими погромами в Махачкале, из-за которых Сергею Шойгу пришлось срочно покинуть форум, возможно, тоже стоят их агенты влияния, но это так, к слову пришлось.
Сяншаньский форум с 29 по 31 октября проходил под лозунгом «Общая безопасность, устойчивый мир» (название было утверждено еще до событий в Газе), и в нем принимали участие официальные делегации из 99 стран, в том числе и США. Примечательно, что, как и во время недавнего визита Владимира Путина в Китай на саммит «Один пояс — один путь» российская делегация была почетным гостем. Состоялась церемония официальной встречи россиян с участием роты почетного караула и оркестра. Хозяин мероприятия — замглавы Центрального военного совета КНР Чжан Юся провел с Сергеем Шойгу переговоры на полях форума, называя российского коллегу «товарищем» и «большим другом китайского народа, китайских вооруженных сил». Он подчеркнул, что Китай готов вместе с Россией активно реагировать на различные угрозы и вызовы безопасности, а также совместно поддерживать глобальный стратегический баланс и стабильность, что военные отношения будут развиваться и т.д. Позже аналитики отмечали, что по итогам мероприятия стало очевидно: Китай и Россия выступают по всем вопросам С ЕДИНЫХ ПОЗИЦИЙ. И совершенно очевидно, что на Сяншаньском мероприятии презентованный во время международного форума «Один пояс — один путь» председателем КНР и Президентом России стратегический альянс двух наших государств в конце октября получил и ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
На форуме Сергей Шойгу активно общался с коллегами из стран СНГ, ШОС и ряда других государств. В своем выступлении глава российского оборонного ведомства отметил, что Москва открыта для обсуждения и решения любых вопросов в области безопасности при условии, если эти переговоры будут честными, равноправными и основаны на взаимном уважении договаривающихся сторон. Впрочем, если отбросить обязательные в таких случаях фигуры речи о готовности к сотрудничеству, диалогу и т.д., то из выступления российского министра на пленарной сессии форума вырисовывается отнюдь не оптимистическая картина развития нынешнего противостояния с Западом и его союзниками, и идти на уступки в данный момент стороны не готовы.
Впрочем, глава российской военной делегации в середине своей речи сам подчеркнул, что без пересмотра коллективным Западом своей деструктивной линии, которая направлена на нанесение РФ стратегического поражения, плодотворный диалог в данной сфере вряд ли возможен. Так же, как и выработка новой стратегии сдерживания, способной восстановить баланс сил и стратегическую стабильность В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ, о которой так много говорили участники форума. И она, увы, становится все горячее. Наверное, этим можно объяснить беспрецедентно большое количество государств — участников Сяншаньского форума, на котором четко были обозначены основные ее участники: США и их союзники — с одной стороны, Россия, Китай, Иран, КНДР — с другой. Также китайцы отмечали, что США в этой войне вовсю формируют и тактические микроальянсы по всему миру, не считаясь с нормами международного права.
Нельзя не отметить, что меньше чем через две недели в Сан-Франциско пройдет форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества, на котором ожидается встреча председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джо Байдена. И нет никаких сомнений, что Байден будет выражать недовольство как крепнущим сотрудничеством Пекина с Москвой, так и тем, что в орбиту своих интересов Китай давно и настойчиво втягивает государства, которые являются очевидными саттелитами Соединенных Штатов и зависимы от них в сфере своей безопасности. Иными словами, создает свои миниальянсы.
Но холодная война есть холодная война. И надо отдать должное Китаю, на Сяншаньском форуме он продолжил эту работу по обработке союзников США, а успешно или нет — покажет время. Вот и вернувшийся к началу форума из поездки в США (связанной с ситуацией на Ближнем Востоке) глава МИД КНР Ван И заявил о том, что перед лицом геополитических конфликтов и нарушением мирового порядка Китаю и США необходимо укреплять взаимодействие и совместно реагировать на глобальные вызовы. И можно ли это считать лишь обязательной фигурой речи или отражением стратегических планов КНР все же не вступать в глубокую и горячую конфронтацию с США, однозначно не скажет никто. Полагаться на официальные заявления, особенно в период нынешней фазы холодной войны, особо не стоит, они очень редко отражают истинное положение дел. Другое дело, кулуарные договоренности, но это снова к слову пришлось.
Сергей Шойгу в своем достаточно резком выступлении обозначил ряд основных стратегий главного геополитического противника России. Одна из них, по его словам, заключается в том, что, спровоцировав острый кризис в Европе, Запад стремится распространить конфликтный потенциал на Азиатско-Тихоокеанский регион, отмечаются активные попытки размещения здесь силового потенциала НАТО. Российский министр заявил, что «непосредственная вовлеченность в противостояние государств, обладающих ядерным арсеналом, кратно умножает стратегические риски». Что стоит за этими словами? Можно предположить, что российский министр имел в виду не только набирающую обороты военно-биологическую деятельность США, в рамках которой развернута целая сеть лабораторий в Сингапуре, Таиланде, Камбодже и Республике Корея, но и более масштабную угрозу. И дело даже не в том, что Тайвань (официальное название — Китайская республика) постепенно становится третьей зоной все расширяющегося геополитического конфликта. На прошедшем форуме было жестко сказано, что принцип «одного Китая» для Пекина незыблем. Ведь нет особых сомнений в том, что по мере разрастания ближневосточного кризиса (вон уже Йемен пошел войной на Израиль), эскалации напряжения в Европе (и не только в связи с выходящей из-под контроля союзников Украиной, но и в связи со взрывоопасной ситуацией на Балканах) Китай рано или поздно вернет контроль над Тайванем. И российский президент поддерживает в этом председателя КНР. Владимир Путин неоднократно заявлял, что Москва признает Тайвань неотъемлемой частью Китая, ввиду чего Пекин имеет законное право претендовать на установление контроля за этими территориями, а соответствующее заявление было опубликовано и на сайте Кремля.
Но все же более опасным для разрушающегося на наших глазах миропорядка, и об этом говорилось на форуме в Китае, видится нарастающее противостояние «азиатских тигров». Ведь для Китая стратегическую угрозу представляют не только США, но и, к примеру, старейшая цивилизация на планете — Индия (отказавшаяся, кстати, от участия в форуме «Один пояс — один путь»), стремительно растущая в технологическом и промышленном плане. К тому же, как и Китай, мононациональная (страшный сон для глобалистов) и уже входящая в один из упомянутых микроанклавов, которые создает США, — Quad (Австралия, Индия, Япония, США). И по большому счету, сохранение цивилизации в нынешнем виде не в малой степени зависит от того, удастся ли не допустить эскалации конфликта между ядерными Индией и Пакистаном. Во всяком случае политические провокации там начались. Компания Apple зачем-то, опять же во время проведения Сяншаньского форума, разослала ведущим индийским оппозиционным политикам, способным бросить вызов правящей партии премьер-министра Нарендры Моди, уведомления, что их IPhone могут стать объектами кибератак, спонсируемых государством. И сразу же в парламенте начались нешуточные разборки. Ну, устраивать цветные революции в США научились, впрочем, это к слову пришлось. Да и так называемое мировое сообщество сейчас занято другим — Украиной, Израилем и ХАМАСом, но, если под шумок рванет в зоне индо-пакистанского конфликта, в мире практически не останется стран, не втянутых в тот или иной глобальный военный конфликт. К тому же деградация ООН, чей основной принцип — неприменение силы уже привел к тому, что в ряде стран ставится вопрос о выходе из этой организации. На днях об этом заявил и премьер Чехии. И становится все очевиднее, что организованный американо-британским союзом олигархов сначала через пандемию, ослабление экономик ведущих стран и провоцирование военных конфликтов всеобщий хаос вскоре может стать привычной реальностью. Но которую еще можно предотвратить.
Что и пытаются сделать на всевозможных международных саммитах. Или уже поздно? Как вы считаете?