День этнографа

День этнографа – профессиональный праздник российских ученых-этнографов и представителей различных этнографических школ – отмечается 17 июля.

День этнографа – профессиональный праздник российских ученых-этнографов и представителей различных этнографических школ – отмечается 17 июля. Дата праздника приурочена к дню рождения великого русского этнографа, антрополога и путешественника, члена Императорского Русского географического общества Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888 гг.). Этнография – наука, изучающая народы-этносы и другие этнические общности, их происхождение, состав, расселение, быт, культурно-исторические и межэтнические отношения, а также их материальную и духовную культуру. Важное место в этнографии занимает изучение этногенеза – истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. Главный источник этнографии – данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народов.

Сегодня расскажем о традициях одного из самых важных дней в жизни каждого человека — свадьбы. Остановимся на третьей дне — его называли куры, иногда — родительская свадьба. В этот день повсеместным на Кубани обычаем являлось купание родителей в луже или водоеме, с некоторых станицах купали только тех родителей, которые женили или выдавали замуж последнего ребенка. Если время было теплое, их везли на лиман, в прибрежных станицах — на море. Затем их привозили домой, где вторично обмывали в теплой воде и наряжали в купленную обновку. При этом в воду могли накидать грязи и колючек, а вместо мочалки использовать бурьян. По приезде домой родителей встречали так же, как жениха и невесту. «Жених» переносил «невесту» через костер, и их обсыпали из сита. В некоторых станицах «молодых» благословляли «иконой», в качестве которой выступала выпачканная в саже сковорода. При этом «молодые» поочередно ее целовали. Затем «молодых» одаривали, преподнося им замотанную в тряпье куклу и соску, и кричали «Горько!». Иногда гостям на этих «дарах» преподносили по шишке, кусочку дывня и рюмке вина из колосовки. «Невеста» могла изображать беременную. Здесь же в роли «родителей» выступали собственно жених с невестой, которые называли переодетых родителей «диточкамы» и после «даров» уводили их спать. Для «новобрачных» готовили постель: подкладывали под простыни камни, колючие ветки и даже живых пчел, «чтобы было мягче спать». После «пробуждения» «молодым» преподносили на «завтрак» вареную курицу со вставленной в нее морковкой и двумя яйцами, которую «жених» разламывал на части.

На фото: ряженые, ст. Голубицкая//Бондарь Н.И., Зудин А.И. История, этнография, фольклор Кубани. Т. IV. Темрюкский район. Ростов-на-Дону, 2019 г.



Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *