Экономика — перезагрузка

Через считанные дни, 20 августа, страна отметит День Воздушного флота РФ.



Подъемная сила проекта

Через считанные дни, 20 августа, страна отметит День Воздушного флота РФ. Краснодар на этот праздник имеет особые права: только столица Кубани может похвалиться единственной в России организацией, специализирующейся на научно-исследовательских разработках авиации в народном хозяйстве.

Вертолеты широкой известности

Вы удивитесь, узнав, какой широкой известностью обладает краснодарская малая авиация в разных странах мира. Россияне с Кубани помогали в тушении пожаров в Греции, Италии, на Кипре, в спасательных операциях и гуманитарных миссиях в Африке, исследовательских экспедициях в Арктике, неоднократно осуществляли вертолетную поддержку международных миссий ООН в Сомали, Грузии, Восточном Тиморе, Пакистане…

Развитие этой компании и для России имеет немаловажное значение: с одной стороны — обширная территория, множество труднодоступных мест, с другой — применение малой авиации в геологии, нефтяной и газовой промышленности, строительстве и других отраслях, не говоря уже о сельском хозяйстве. Достаточно сказать, что здешними учеными разработано и внедрено около 40 видов уникальных технических средств и более 200 авиационных технологий, многие из которых защищены патентами на изобретения. Ноу-хау компании широко используются в производстве и неоднократно награждались на международных выставках и салонах в Женеве, Брюсселе, Сеуле…

Не так давно предприятие по оказанию авиационных услуг, при всей своей богатой биографии, открыло новую страницу развития, став участником национального проекта «Производительность труда».

Новый вираж для развития

— Мы ведем свое начало со Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственного и специального применения гражданской авиации, который был организован в соответствии с приказом министра гражданской авиации СССР от 16 ноября 1964 года, — рассказывает генеральный директор научно-производственной компании Андрей Козловский. — С тех пор, в зависимости от этапов реформирования системы гражданской авиации и научного обеспечения страны, мы несколько раз изменяли свою организационно-правовую форму, но задачи и функции оставались неизменными — оказывать авиационные услуги в различных отраслях экономики.

Андрей Владимирович не говорит, считая само собой разумеющимся, о правиле, установленном в коллективе: постоянно стремиться к улучшениям, внимательно следить за отраслевыми новинками и все инновационное, современное дотошно изучать, аккумулировать у себя — а вдруг пригодится?! Тем более в научно-производственной компании, где есть своя научная база с профессорским сопровождением, где ведется работа с МГТУ и другими вузами, где есть возможности идти в ногу с высокими технологиями.

Так получилось и с приглашением в проект «Производительность труда», поступившим от краевого министерства экономики:

— Мы — управленцы, финансисты, экономисты — посмотрели, почитали о самом проекте. Показалась заманчивой возможность улучшить экономические показатели, практически ничего при этом не вкладывая. Побывали на презентации и, даже еще не осознавая всей глубины предстоящего погружения, решили пробовать. Пригодится.

— Но сомнения были, — продолжает Козловский. — Как впишемся в проект, нацеленный на модернизацию промышленности, куда входили в основном предприятия, производящие конкретную продукцию, а у нас, что называется, обслуживание, оказание услуг?

В поисках ответа поехали с главным инженером на «фабрику процессов» Ковровского механического завода, который участвует в программе. Оказалось, нацпроект настолько гибок и обладает таким диапазоном действия, что в нем участвуют команды не только промышленников, но и управленцев из социальной сферы, образования, были руководители региональных и муниципальных администраций. Убедились: инструменты в управлении процессами что на заводе, что на аэродроме — схожи.

— Ну тогда я, отбросив сомнения, возглавил делегацию из десяти топов на учебу, которую организовало Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Всероссийской академией внешней торговли. Обучающая программа для управленческих кадров называется «Лидеры производительности».

«Экипаж»-победитель

Было это в 2019 году — по модульной системе раз в месяц приезжали в Москву на занятия общей продолжительностью три месяца. Также в процессе обучения были предусмотрены дистанционные межмодульные задания, работа над проектами, внедрение новых инструментов на предприятиях, стажировки на российских предприятиях.

— Это, скажу вам, мини-MBI (квалификационная степень Master of Business Administration подразумевает способность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена. — Авт.), — оценивает Андрей Владимирович, сам имеющий степень престижной бизнес-школы.

Уникальная программа, основанная на лучших мировых компетенциях. Найти новые точки для роста бизнеса в условиях неопределенности и непрерывных изменений; увидеть узкие места и пути решения для вывода предприятия на более высокий уровень эффективности — это и пять лет назад было актуально как никогда, чего уж говорить о дне сегодняшнем, когда все мы находимся под санкционным давлением! Преподаватели, признанные эксперты-практики из Росатома, Роснано, РЖД, дают не отвлеченную теорию, а реальные бизнес-знания по формированию системного подхода к управлению предприятием для повышения производительности труда в условиях современного рынка.

— В процессе обучения команда, мы ее назвали «Экипаж», готовила «дипломный» проект на базе данных нашей авиакомпании. Его цель мы сформулировали так: «Повышение производительности труда на 30 процентов к 2022 году за счет эффективного использования вертолетов МИ-26, внедрения системы сбалансированных показателей, создания единого информационного пространства и автоматизации процессов управления».

— И как?

— Выложились по полной. Появился азарт, объединивший нас в стремлении победить. После защиты переволновались, ожидая итога. Результат поразил.

Да уж, на презентации их работа, аргументированная, просчитанная и вдобавок, благодаря художественным способностям Козловского, красочно оформленная, взяла первое место на потоке! Это была ПОБЕДА во всех смыслах. В качестве наиболее рейтингового участника программы «Лидеры производства» аккурат перед пандемией успели съездить в стажировочную поездку по предприятиям Германии.

…Забегая вперед, скажу: после защиты проект «Экипажа» не лег под сукно — на предприятии его восприняли как реальную бизнес-задачу и воплотили в жизнь!

— Начали с пересмотра имеющихся ресурсов — например, доказали заказчику практическую и экономическую целесообразность использования при пожаротушении одного тяжелого вертолета МИ-26, способного выливать до 15 тонн воды вместо трех средних вертолетов КА-32, выливающих по пять тонн. Это позволило нам использовать собственную авиатехнику вместо привлечения арендованной, что в результате привело к хорошему финансовому результату для компании и удовлетворенности заказчика.

— А как вам немецкая промышленность показалась во время стажировки? — возвращаюсь в 2019 год.

— Это была хорошая возможность сравнить, узнать новое. Увидели много плюсов, но и минусы заметили. Понравился подход по обучению работе на новом оборудовании: в центре производственной площадки — учебный класс, огороженный прозрачными стенами. Всем видно, как проходят в нем занятия, и — что наиболее важно — обучающиеся таким образом максимально чувствуют атмосферу производства. Однако, на наш взгляд, у немцев излишняя зарегулированность рабочих процессов. Например, для установки видеонаблюдения на особо ответственных участках производства требовалась масса согласований, это тормозило процессы усовершенствования. В РФ так жестко не регламентируют, более гибко перестраивают работу для достижения лучших результатов.

Знания — сила

Апгрейд знаний и навыков оказался настолько эффективным, что, взглянув на бизнес по-новому, руководство авиакомпании направило на повышение квалификации еще одну группу — управленцев среднего эшелона.

Теперь, когда все говорили на одном бизнес-языке, когда руководство добилось максимальной вовлеченности команды в процесс внедрения улучшений, началась перенастройка предприятия и адаптация стратегии развития под текущие тренды рынка.

— Полученные в результате обучения по программе «Лидеры производительности» знания позволили с участием и консультациями Федерального центра компетенций внедрить элементы бережливого производства. Первое, что бросилось аудиторам из ФЦК в глаза, — обилие бумаг. Налегли на это направление, закрутили проект по электронному документообороту, создаем единое информационное поле и автоматизацию процессов — полным ходом идет разработка программы планирования ресурсов для инженерно-авиационной службы (MRP), в работе которой будут задействованы все подразделения компании. В настоящий момент уже в тестовом режиме работают блоки «Закупки» и «Склад». Словом, — объясняет Андрей Владимирович, что называется, на пальцах, — автоматизируем каждый из процессов, каждое из подразделений, а потом объединим все в одну программу. Искусственный интеллект поможет упростить процессы, расчеты, оптимизировать ресурсы, а в итоге управленческие решения будут приниматься более оперативно.

Кое-что про отечественную «лопату»

— Какие еще результаты по прошествии пяти лет участия в проекте видите?

— Благодаря нацпроекту увидели свой реальный потенциал, убедились, что мы действительно лидируем в своей отраслевой нише, и даже крупный воздушный перевозчик — всемирно известный Аэрофлот позже нас приходит к каким-то управленческим решениям.

В качестве успешного шага Андрей Владимирович вспоминает свой сервисный центр.

— Мы и гадать не гадали, что может так нас накрыть и вся импортная техника уйдет. А у нас иномарки есть, сейчас с ними и запчастями проблематично. Тем не менее наши специалисты могут самостоятельно обслуживать эту технику — вот вам и импортозамещение.

— Сервисный центр на вашей базе?!

— Да, это подразделение в рамках инженерно-авиационной службы. Более того, аккумуляторную сделали, теперь мы и себя обслуживаем, и заказчиков.

— А как без импортной техники обходитесь?

— Берем в лизинг отечественную технику и под нее разрабатываем все программы. Это дает уверенность, что бизнес никуда не денется — лопата у нас всегда будет, своя, надежная и проверенная. Недаром все ооновские маршруты в Африке, в самых сложных климатических условиях, обслуживает наша российская техника, где-то и советская осталась. Благо вертолетостроение у нас не просело.

Крылья не складываем — распрямляем

— Если говорить о коллективе, то мы, ведя бизнес по-новому, даже в сложных для авиации юга России условиях сохранили весь кадровый состав. Кроме новых знаний, повышения квалификации могу сказать еще об одном положительном эффекте, замеченном в нашем коллективе: люди даже в отсутствие руководителей работают с отдачей, режим повышенной ответственности включился у каждого. И еще: при том, что задач не уменьшилось, снизился один из показателей — «напряженность работы сотрудников». Для нас он тоже немаловажен. Если при увеличившемся объеме сделанного специалисты меньше устают — это же замечательный эффект, не все ж деньгами меряется.

— А если все же про деньги. За счет чего вы сейчас живете? Ведь небо закрыто?

— Наши машины задействованы на тушении пожаров в Турции, раньше и в Грецию, на Кипр направляли, но… Недавно выиграли тендер на Сахалине — отправили туда машину. Сейчас в Арктику собираемся — третий год работаем на полярной станции. Медицина летает по краю. Дежурство по стратегическим объектам — тоже наши борты. Словом, курочка по зернышку… Конечно, активность нашу обстоятельства немного пригасили. Сейчас в Минтрансе разрабатывается постановление — надеемся, что все получится. Поддержка и помощь нужны, но мы крылья не складываем.

В плане сервиса лучше планируются ресурсы вертолетов, людям удобнее работать, оптимизированы условия выдачи на складах. Так что кроме финансового эффекта (а он обязательно будет) проект «Производительность труда» дает существенный внутрикорпоративный эффект. Появилась, что называется, боевая слаженность. Для заказчиков, думаю, мало что изменилось. Хотя постойте! Наши партнеры оценили: все регламенты гораздо оперативнее проходят; можно отследить прохождение любого документа, любой запчасти. Все вовремя, никаких простоев. Мы это можем теперь гарантировать. Инструментарий, который позволит нам быть гибкими, быстрыми, не закостенелыми, у нас в руках. А там, верим в это, вернемся к обслуживанию и «Голубого потока», и «Северных потоков»…

…Девизом авиаторов этой компании стало говорящее словосочетание: «Ваша подъемная сила». Сейчас они так называют национальный проект «Производительность труда». Понятно почему.

К. МАТВЕЕВА.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

С момента создания Краснодарского авиапредприятия в его состав входит Научно-исследовательский центр гражданской авиации, который проводит опытно-конструкторские и экспериментальные работы. В компании создана уникальная материально-техническая база и высококлассные условия для решения специальных вопросов, в том числе:

● научные отделы по направлениям деятельности;

● посадочная площадка, располагающая собственным парком ВС;

● полигон, оборудованный для проведения летных испытаний;

● лабораторная база для исследования специальных физических и химических процессов выполнения работ.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Среди уникальных работ, выполненных авиакомпанией, — возведение телерадиомачт высотой до 360 метров в Донецке, Ипатове, Дегтеве, Грозном, телебашни высотой 260 метров в Москве, телерадиобашни 127 метров в Кущевской и Армавире. Было смонтировано около сотни башен сотовой связи по югу России, осуществлена замена промышленных труб высотой до 120 метров на «Запорожстали», в Новороссийске, Кропоткине, Апшеронске, Ростове-на-Дону, на Новолипецком металлургическом комбинате.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Кубанские экипажи вертолетчиков участвовали в монтаже технологического оборудования через проемы в перекрытиях на сахарных заводах Кубани и Ставрополья, чешском авиационном заводе в городе Угерске-Градиште, на заводе в Праге; на металлургическом комбинате в городе Енакиево на Украине; демонтировали и монтировали блоки металлургического оборудования в Германии и Словакии; устанавливали секции горных карьерных транспортеров, укрепляли бетонными и каменными блоками берег на севере острова Рюген в Германии.

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *